Доследственная проверка

Два пути рождения уголовного дела

«Дела наши уголовные…» Так и хочется добавить — «дела наши грешные». И в этом есть доля правды. Для правоохранительной системы те, с кем она ведет борьбу, — грешники по определению, что перекликается с библейскими заповедями «не убей» и «не укради». Для тех же, кто оказался под уголовным преследованием, грешниками являются их преследователи. И эта позиция имеет право на жизнь, ведь «не судите, да не судимы будете».

Уголовные дела безгрешными не бывают уже по своей природе. Сам термин «уголовный» ни у кого не вызывает позитивных эмоций и всегда сопряжен со страданием — будь то боль потерпевших от рук преступников или участь обвиняемых.

Так как рождаются уголовные дела? Глобально существует два пути.

Путь первый: дела, рожденные «по разработке».

Этот процесс можно сравнить с вынашиванием. Все начинается с информации, оформленной рапортом оперуполномоченного. Затем следует долгое наблюдение за потенциальной жертвой, расстановка оперативных ловушек, внедрение «засланных казачков» и использование полученных от них сведений, например, в ходе проверочных закупок и прочих провокаций.

Такие преступления не лежат на поверхности. Работу оперативников здесь можно сравнить с действиями разведчиков. Яркие примеры дел, рожденных в процессе разработки:

  • Экономические и налоговые преступления.
  • Незаконный оборот наркотиков.
  • Контрабанда, шпионаж, госизмена, терроризм.
  • Коррупционные преступления.

Общая черта этих дел — в них, как правило, отсутствует потерпевший, способный самостоятельно заявить о преступлении. Такие преступления называют латентными, то есть скрытыми от посторонних глаз.

Путь второй: дела, рожденные по факту.

Эта категория дел возникает исключительно на основании уже случившегося события, напоминающего преступление. Как говорится, «нет тела — нет дела», хотя это лишь поговорка. Правоохранительные органы реагируют на такие факты по заявлению потерпевших или на основании иных поводов: явки с повинной, рапорта сотрудника и других сигналов, предусмотренных УПК.

Это самые распространенные дела в следственной практике: убийства, изнасилования, кражи — все, что лежит на виду. Именно в этой группе существует огромный процент нераскрытых преступлений, так называемых «висяков» или «глухарей». Сыщики объективно не в силах угнаться за всеми фактами их совершения.

Давление системы и его последствия.

Одна из причин правоохранительного произвола кроется в системе отчетности. За каждое нераскрытое преступление с сотрудников жестко спрашивает начальство. Поэтому им приходится добиваться раскрытия любой ценой и любыми способами. Цель оправдывает средства.

Но не стоит думать, что оперативники из первой группы, работающие «по разработке», находятся в привилегированном положении. С них начальство так же требует раскрытия преступлений, о которых пока никому не известно. Если за определенный период таких преступлений не выявлено, к ним применяются жесткие дисциплинарные санкции. В связи с этим бойцам «невидимого фронта» нередко приходится, не будем лукавить, фальсифицировать материалы, чтобы создать результат. Здесь и вскрывается теневая Анатомия доследственной проверки.

Такое «зачатие» уголовного дела прямо во чреве правоохранительного органа приносит оперативникам мгновенный результат, порой даже не выходя из кабинета. А начальство, как известно, всегда право. И выбор у сотрудника прост: либо он принимает правила игры, либо система его отторгает.

Чтобы понять систему изнутри, вам нужна полная Матрица доследственной проверки.

МАГАЗИН ОНЛАЙН-КУРСОВ